Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН
Отдел региональных экономических исследований

Актуальная информация

24 января 2024 г.
01 декабря 2021 г.

   На портале информационно-аналитического агентства «Восток России» опубликовано мнение н.с. отдела Намжиловой В.О. по трансграничным взаимодействиям в зоне экономического коридора Китай – Монголия – Россия в условиях пандемии.

08 ноября 2021 г.

Указом Президента России утверждены Основы государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации.

06 октября 2021 г.

Постановлением Правительства РФ утвержден перечень инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года.

14 июня 2016 г.

Г.н.с. З.Б.-Д. Дондоков о причинах переноса отчета главы Бурятии о выполнении программы социально-экономического развития РБ на 2011-2015 годы
Опровержение пресс-службы Правительства Бурятии





Важнейшие результаты за 2012 г.
Отдела региональных экономических исследований БНЦ СО РАН

Приоритетное направление 8.10. Научные основы региональной политики и устойчивое развитие регионов и городов
Программа VIII.76.1. Развитие Сибири в экономическом пространстве России в условиях глобальных вызовов XXI века
(координаторы: чл.-к. РАН В.И. Суслов, к.э.н. В.Е. Селиверстов)
Проект VIII.76.1.4. Теоретические и прикладные исследования конкурентоспособности приграничных территорий (на примере взаимодействия Забайкальского региона с Монголией и Китаем)
Научный руководитель темы: д.э.н., проф. Н.И. Атанов.

1. Развитие государственных методов управления внешнеэкономической деятельности приграничных территорий на факторах конкурентоспособности:
Осуществлен анализ нормативно-правовой базы и организационной структуры управления ВЭД на уровне Федерации, субъектов РФ (в СФО и отдельных субъектах ДВФО), муниципального самоуправления. Сформулированы предложения по совершенствованию действующего российского законодательства, оптимизации организационной структуры управления на всех трех уровнях. Предложено осуществить концентрацию управленческих функций ВЭД в едином органе исполнительной власти – путем создания Министерства внешнеэкономического сотрудничества в Правительстве РФ, в правительствах (администрациях) субъектов Федерации. Предложено осуществить экспертизу федеральной и региональной нормативно-правовой базы ВЭД с учетом вступления России в ВТО, глобализации кризисных ситуаций на мировых рынках, создания ЕврАзЭС и Таможенного союза Россия-Белоруссия-Казахстан. Осуществлена группировка субъектов СФО по наличию и уровню качества нормативно-правовых актов, совершенству организационной структуры, по участию субъекта РФ в международном разделении труда. Разработана принципиальная схема управления ВЭС в регионе, состоящая из 3 блоков, объединяющих нормативно-правовое, программно-целевое стратегирование, государственное и муниципальное управление и гражданские (общественные институты) содействия (рис. 1.1).
В целях интенсификации приграничных связей Забайкальского региона предложено создание Ассоциации содействия развитию приграничного сотрудничества. Проведен анализ гражданских институтов содействия развитию межстрановых взаимодействий в регионах СФО и выявлены недостатки их функционирования.


Глава субъекта РФ

           

Рис. 1.1. Институциональная схема управления межрегиональным и внешнеэкономическим сотрудничеством субъекта РФ (проект)


2. Совершенствование системы мониторинга социально-экономического развития региона и муниципальных образований:
На основе комплексного анализа системы мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований Республики Бурятия  выявлены следующие недостатки:
1.      Отсутствие координации и низкий уровень взаимодействия субъектов мониторинга. В настоящее время сбором и анализом информации о социально-экономическом развитии муниципальных образований  Республики Бурятия занимаются федеральные, региональные органы исполнительной власти, включая территориальное управление Федеральной службы государственной статистики по республике, министерства и ведомства РБ, а также местные органы власти. Несогласованность действий субъектов мониторинга, преследующих свои цели и задачи и использующих собственные методики, приводит к отсутствию системности в сборе информации, существенным различиям в значениях показателей, дублированию информации.
2.      Дисбаланс и несистемность показателей социально-экономического развития в документах о развитии муниципальных образований (см. табл. 2.1).
Таблица 2.1
Основные источники информации о социально-экономическом развитии муниципальных образований в Республике Бурятия


Направления мониторинга

Количество показателей

Удельный вес, %

доклад

программа

паспорт

доклад

программа

паспорт

1

Социальная сфера

78

58

174

51,0

42,4

34,2

2

Финансы

32

7

102

21,6

5,1

20,0

3

Деятельность ОМСУ

25

9

87

16,3

6,6

17,1

4

Экономика

7

40

66

4,6

29,2

13,0

5

Производство

5

15

74

3,4

10,9

14,5

6

Демография

3

8

1

2,0

5,8

0,2

7

Экология

1

0

5

0,7

0

1,0

8

Всего

151

137

509

100

100

100

В паспортах муниципальных образований, формируемых Госкомстатом России, докладах глав муниципальных образований для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, а также в программах социально-экономического развития районов Республики Бурятия, более трети индикаторов приходится на социальную сферу и в недостаточной степени отражены демографические и экологические показатели. По ряду показателей представлены данные только по крупным и средним предприятиям без охвата субъектов малого предпринимательства. Формируемая информационная база направлена в основном на удовлетворение потребностей региональных органов власти. Практически не учитываются информационные потребности населения,  бизнес-сообщества, общественных организаций (величина прожиточного минимума, тарифы на тепло- и электроэнергию, процентные ставки и т.д.)
3.      Низкий уровень наполняемости паспортов муниципальных образований. По ряду направлений социально-экономического мониторинга доля представленных показателей от их общего числа не превышает 20 %, что связано с низкой оперативностью и плохой исполнительской дисциплиной. Это затрудняет проведение качественного сравнительного анализа муниципальных образований и оценки уровня их развития.
Разработаны предложения:
- по созданию отдела социально-экономического мониторинга в министерстве экономики Республики Бурятия, выступающего координатором работ по организационному, методическому и информационному обеспечении мониторинга муниципальных образований (см. рис. 2.1);
- по разработке социально-экономического паспорта МО и формированию для этого рабочей группы в составе представителей федеральных и республиканских органов власти, администраций муниципальных образований, науки, бизнес-сообщества и общественности.


Рис. 2.1. Система социально-экономического мониторинга муниципальных образований Республики Бурятия

3.      Моделирование социально-экономического развития региона на основе межотраслевого подхода:
Разработано и внесено в Правительство Республики Бурятия предложение о подготовке базовых таблиц «затраты-выпуск» Республики Бурятия за 2011 г. для создания информационной базы анализа и прогнозирования социально-экономического развития региона. Предложение принято.
Подготовлен детальный перечень видов экономической деятельности, адаптированный к конкретным условиям Республики Бурятия. Проведена увязка видов деятельности по ОКВЭД с формами статистического обследования крупных и средних предприятий при формировании базовых таблиц «затраты-выпуск» за 2011 г. Подготовлен перечень крупных и средних организаций, а также список территориально обособленных подразделений крупных предприятий, зарегистрированных вне Республики Бурятия.
Выявлены проблемы информационного обеспечения по подготовке базовых таблиц межотраслевого баланса, включая вопросы сбора данных по территориально обособленным предприятиям, разработаны предложения по их решению. Исследованы первичные формы подготовки данных для формирования таблиц «затраты-выпуск». Разработан алгоритм подготовки данных для разработки базовых балансов и увязки их с региональными счетами.
Проведен анализ состояния статистических исследований домашних хозяйств в России и за рубежом. Обоснована необходимость проведения статистических исследований домашних хозяйств по видам экономической деятельности во взаимосвязи с формированием таблиц «затраты-выпуск». Выявлены методологические проблемы разработки интегрированных счетов, учитывающих доходы и расходы населения.
Определены проблемы и перспективы применения в России модели, базирующейся на матрице социальных счетов (Social Accounting Matrix, SAM). Проведен ее сравнительный анализ с классической моделью межотраслевого баланса и межотраслевым балансом суммарных расходов (см. табл. 3.1).
Выявлены недостатки, препятствующие использованию дезагрегированной модели SAM при проведении межотраслевых исследований в России.
Доказано, что ключевой проблемой является сложность модели, обусловленная введением дополнительных счетов по перераспределению дохода, включая трансферты между секторами экономики и накопление капитала. В силу этого в условиях России, в которой после длительного перерыва ведется подготовка классических таблиц «затраты-выпуск» за 2011 г., в обозримом будущем представляется невозможным использование дезагрегированной модели SAM в анализе и прогнозировании развития страны и ее регионов.
Таблица 3.1
Отличительные признаки межотраслевых моделей*


Отличительные признаки

Классическая модель МОБ

Матрица социальных счетов

МОБСР

1

Основные этапы экономического оборота

Производство и распределение валовой продукции

Производство, распределение и перераспределение доходов

Производство и распределение валовой продукции

2

Форма представления потребления домашних хозяйств

Вектор-столбец

Матричная

Матричная

3

Классификация домашних хозяйств

отсутствует

- по месту проживания;
- по социологическим факторам;
- уровню благосостояния

- по отраслям (видам экономической деятельности)

4

Формула мультипликатора дохода

(E-S)-1

-

(E-A)(E-(Ad+Cd))-1

*E – единичная матрица;
S - матрица средней склонности к потреблению эндогенных факторов;

  1. матрица коэффициентов прямых затрат;

Ad – матрица коэффициентов использования отечественных товаров и услуг;
Сd=(cdij) – матрица коэффициентов потребления отечественных товаров и услуг i-й отрасли домашними хозяйствами, получающими доход в j–й отрасли;
Ad+Cd – матрица суммарных расходов.
Выявлены недостатки используемых в моделях SAM классификациях домашних хозяйств: по месту проживания, уровню благосостояния и социологическим факторам (расовые, религиозные и языковые особенности), не позволяющие в достаточной степени учитывать межотраслевые эффекты, связанные с изменением величины и структуры потребительских расходов. Обоснована целесообразность использования отраслевого принципа группировки домашних хозяйств, в соответствии с которым изменение автономного спроса на продукцию отрасли непосредственно влияет на объем потребления населения, получающего доход в этой отрасли. Например, если увеличивается производство пищевых продуктов, то это прямым образом приводит к росту доходов домашних хозяйств, члены которых заняты в этой отрасли.  

4. Иностранные мигранты в Забайкальском регионе: взаимодействие с принимающим социумом и особенности системы расселения:
По оценкам экспертов и населения РБ выявлено, что принимающая среда региона более толерантна по сравнению с крупными городами и регионами с преимущественно однородным этносом. В РБ зафиксировано 36,8% респондентов с высоким уровнем толерантности (см. рис. 4.1). По данным Левада-центр аналогичный показатель равен 5,0 %. Интолерантные группы населения составили лица с низким уровнем образования, низкодоходные группы, лица старших возрастных групп.

Рис. 4.1. Отношение населения принимающего региона к внешним мигрантам
(на примере населения г. Улан-Удэ, Республика Бурятия), %

Рассмотрено отношение местного населения к браку с иностранными гражданами как одному из показателей толерантности населения региона на основе экспертных оценок, опроса населения и женщин-россиянок, состоящих в браке с иностранцами. Отмечено преобладание позитивного отношения к таким бракам, что не исключает проявлений бытового национализма даже на уровне малой социальной группы (семьи) (см. рис. 4.2).

Рис. 4.2. Отношение населения принимающего региона к бракам с иностранцами
(на примере населения Улан-Удэ, Республика Бурятия), %

Определены конкурентные преимущества региона, формирующие его миграционную привлекательность для трудовых мигрантов: относительно толерантная среда проживания, полиэтничность региона, этническая идентификация трудовых мигрантов из стран СНГ с местным населением.
На основе анализа особенностей системы расселения иностранной рабочей силы, ее отраслевой занятости и кадровых потребностей экономики муниципальных образований установлены микрозоны-аттракторы – г. Улан-Удэ, г. Кяхта и пригородные районы РБ (Иволгинский, Прибайкальский).
Дана оценка реализации в РБ проекта «Программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (2011-2012 гг.)», которая показала востребованность указанной Программы.

Зав. отделом, д.э.н., проф.                                         З.Б.-Д. Дондоков

© 2012 БНЦ СО РАН, Отдел региональных экономических исследований
E-mail: orei.bnc@mail.ru, тел:(3012)43-31-33, тел.(3012)43-37-04 (зав. отделом)
670047, Россия, Бурятия, г. Улан-Удэ, ул.Сахьяновой, 8