Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН
Отдел региональных экономических исследований

Актуальная информация

24 января 2024 г.
01 декабря 2021 г.

   На портале информационно-аналитического агентства «Восток России» опубликовано мнение н.с. отдела Намжиловой В.О. по трансграничным взаимодействиям в зоне экономического коридора Китай – Монголия – Россия в условиях пандемии.

08 ноября 2021 г.

Указом Президента России утверждены Основы государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации.

06 октября 2021 г.

Постановлением Правительства РФ утвержден перечень инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года.

14 июня 2016 г.

Г.н.с. З.Б.-Д. Дондоков о причинах переноса отчета главы Бурятии о выполнении программы социально-экономического развития РБ на 2011-2015 годы
Опровержение пресс-службы Правительства Бурятии





РЕГИОНАЛЬНЫЕ МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ МОДЕЛИ, СИСТЕМА ОКВЭД, СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА, ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА

Целью работы является совершенствование методических подходов к анализу и прогнозированию социально-экономического развития региона на основе моделирования межотраслевых взаимодействий.
В качестве территориального объекта исследования выбраны Республика Бурятия и Забайкальский край.
Исследование выполнено с использованием методов экономического и социологического анализа развития территорий, межотраслевого моделирования.
Получены следующие результаты:
1.    Разработана межотраслевая модель с выделением блока денежных доходов и расходов домашних хозяйств по видам экономической деятельности и включением потребления домашних хозяйств в состав эндогенных параметров. Предложена методика формирования матрицы денежных доходов и расходов домашних хозяйств, адаптированная к методическим положениям Федеральной службы государственной статистики. Проведена ее апробация по данным выборочного исследования населения Республики Бурятия.
2.    Разработан проект закона «О Стратегическом планировании в Республике Бурятия», в который включена норма по сбалансированному решению экологических и социально-экономических проблем на Байкальской природной территории. Разработан макет Стратегии долгосрочного развития субъекта Российской Федерации, содержащий механизм реализации и показатели оценки ее эффективности. Предложены стратегические варианты решения проблем региона: инерционный, инфраструктурный, партнерский с использованием механизмов государственно-частного партнерства, комплексный, включающий элементы трех базовых вариантов.
3.    Обоснована необходимость корректировки методических подходов по определению перспективных нагрузок и уточнению уровня электропотребления на среднесрочный и долгосрочный периоды; использования новых подходов к оценке крупных инвестиционных проектов на Байкальской природной территории с учетом экологических и мультипликативных эффектов; трансграничного и межрегионального взаимодействия энергосистем Байкальского региона и Монголии по использованию гидроэнергетического потенциала бассейна озера Байкал.
4.    Проведен анализ технологического уровня и экономической ситуации в обрабатывающей промышленности Республики Бурятия. Разработана и апробирована методика оценки потребности в модернизации промышленных предприятий на основе анализа отклонений целевых ресурсных и рыночных технико-экономических показателей по отраслям обрабатывающей промышленности.
5.    Проведен анализ программ развития АПК в Республике Бурятия и Забайкальском крае, методов расчета плановых значений основных показателей и индикаторов. Разработаны предложения по повышению качества методической работы и совершенствованию механизма подготовки документов стратегического планирования развития АПК региона.
6.    Обоснована необходимость введения в документы стратегического планирования СЭР субъектов РФ показателей экономической безопасности с учетом региональных особенностей. Определены основные угрозы экономической безопасности Забайкальского региона. Предложен перечень индикаторов и их пороговые значения для комплексной оценки состояния экономики территорий и выявления угроз их развитию. Разработан комплекс мероприятий, направленных на выявление, предупреждение и локализацию угроз экономиче­ской безопасности региона.
7.    Проведена типологизация свободных экономических зон в Китае и Монголии и выявлены их особенности, преимущества и недостатки. Обоснована целесообразность использования опыта КНР по созданию высокотехнологических индустриальных зон. Разработано предложение по созданию в Забайкальском регионе технико-внедренческой особой экономической зоны, специализирующейся на производстве продукции, используемой для охраны окружающей среды.
8.    Проведен анализ программных документов и показателей социально-экономического развития АРВМ КНР. Выявлены факторы его ускоренного экономического развития. Разработаны предложения по использованию китайского опыта при разработке документов стратегического планирования развития субъектов РФ. Проведен анализ угроз и возможностей реализации китайской инициативы создания Экономического пояса Шелкового пути. Определены направления возможного расширения трехстороннего сотрудничества России, Монголии и Китая в рамках создания экономического коридора.
9.    Произведена оценка качества среднего профессионального образования Бурятии на основе выявления уровня трудоустройства выпускников в разрезе образовательных учреждений и специальностей. Выделены наиболее и наименее востребованные рынком труда специальности. Проведена типологизация образовательных учреждений СПО республики по уровню нетрудоустроившихся выпускников.
10.  Обоснована необходимость разработки на региональном, муниципальном и локальном уровнях межведомственных программ, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащейся молодежи. Выявлен рост общей заболеваемости, психических болезней, токсикомании и наркомании учащейся молодежи Республики Бурятия. Установлен низкий уровень доступности и качества медицинской помощи учащейся молодежи сельских территорий.
Степень внедрения – полученные результаты были использованы при разработке проектов законов Республики Бурятия «О стратегическом планировании в Республике Бурятия» и «О промышленной политике в Республике Бурятия».
Рекомендации по внедрению. Разработан макет Стратегии долгосрочного развития субъекта Российской Федерации, обеспечивающий методическое единство региональных стратегий. Внесены предложения по развитию энергетики и обрабатывающей промышленности для разработки «Стратегии социально-экономического развития Республики Бурятия до 2030 года», в Концепцию долгосрочного развития здравоохранения Республики Бурятия до 2030 года по формированию системы независимой оценки качества работы медицинских организаций.
Экономическая эффективность и значимость работы. Материалы исследования переданы в Правительство Республики Бурятия – Министерство экономики, Министерство промышленности и торговли, Министерство по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства, Министерство образования и науки, Министерство здравоохранения; Народный Хурал Республики Бурятия; Администрацию муниципального образования «Заиграевский район» Республики Бурятия, а также представлены в виде докладов и публикаций. Разработанные предложения и рекомендации направлены на повышение эффективности системы стратегического планирования социально-экономического развития региона и муниципальных образований.

Назад

 

© 2012 БНЦ СО РАН, Отдел региональных экономических исследований
E-mail: orei.bnc@mail.ru, тел:(3012)43-31-33, тел.(3012)43-37-04 (зав. отделом)
670047, Россия, Бурятия, г. Улан-Удэ, ул.Сахьяновой, 8